Тосканский дворец (Toskánský palác)
Градчанчская площадь – это место, где можно бесконечно вертеть головой, рассматривая эффектную архитектуру.
Будучи гидом в Праге, во время своей экскурсии по Праге я рассказываю заинтересованным лицам «что это и откуда». Ну, а коль скоро меня рядом нет, мой «Бесплатный путеводитель» всем любопытствующим в помощь.
Тосканский дворец в Праге – чудесная барочная штуковина, вкусно украшающая Градчанскую площадь.
В стародавние времена на месте этой архитектурной прелести стояли какие-то дома, в конце XVII столетия откупленные семейством Тун-Гогенштейнов у семейства Лобковцев.
К тому времени Тун-Гогенштейны были известными тирольскими шляхтичами, ещё в XI веке засветившимися в анналах европейской историографии. На протяжении многих столетий эти ребята служили Священной Римской импери либо высочайшими государственными чиновниками, либо епископами и архиепископами.
В первой половине XVII столетия, оказавшись в победном габсбургском кильватере, новоиспечённые графья Thun und Hohenstein с удовольствием начали скупать элитную недвижимость и множественные богемские гектары.
В те времена Тун-Гогенштейны обожали стильные барочные постройки, привлекая к их созданию выдающихся европейских архитекторов.
В 1685 году Михаил Освальд Тун-Гогенштейн приобрёл в сотне метров от Пражского Града те самые лобковицкие дома и начал застройку большой красивой поляны.
Масштаб задуманного дворца запросто можно назвать апофеозом барочной амбициозности Тун-унд-Гогенштейнов эпохи Леопольда I.
Денег для своего терема графья не жалели и, приехавший чуть ранее в Прагу, архитектор Жан Батист Матей за солидный гонорар пообещал стать их главным зодчим.
После оформления нужных бумаг и ритуального удара по рукам в Градчанах застучали молотки, кирки и лопаты.
Сосед графа Михаила Освальда граф Мартинец пытался протестовать против каждодневного грохота, однако, вмешавшийся в вельможный спор император, возведение дворца всячески одобрил.
Граф Михаил представился, не дождавшись окончания строительных работ, а его брат, граф Максимилиан, уступил права владения строящихся хором своей сестре. Та же в свою очередь переуступила их другим родственникам.
При всём при том удовольствие заканчивать северную дворцовую часть выпало совсем посторонней особе – принцессе Саксен-Лауэнбургской из Шлезвиг-Гольштейна, графине Мекленбурга и великой герцогине Тоскании, строительнице энного количества костёлов, соборов и всевозможных замков, чрезвычайно набожной особе, любительнице затяжных строек, долгих ремонтов и обстоятельных реконструкций – Анне Марии Тосканской.
При ней главным архитектором дворца стал Вацлав Шпачек.
Анна Мария тоже не дожила до конца строительства. Акт приёма-сдачи достроенного объекта подписывала её дочь Мария Анна. Далее Тосканский дворец пошёл по рукам следующих детей и внуков.
В 1803 году законным князем Тосканским стал Фердинанд Габсбург.
С того времени Тосканский дворец в Праге стал собственностью императорской династии.
По стечению обстоятельств в 1918 году господам Габсбургам новые власти сказали «Досвидос, папá», и Тосканский дворец перешёл на баланс Чехословацкого государства.
Вскоре в его стены переехали работники Министерства заграничных дел. В конце XX века дворцовой постройкой довольно серьёзно заинтересовались реконструкторы, превратив его в итоге в то, что видно на моей фотографии.