Памятник Францу Кафке

Памятник Францу Кафке.

...Жил-был Франц Кафка.

Трудился он в Праге страховым агентом и писал книжки «в стол».

Узнаваемые черты его творчества: искривлённое время и сплющенное пространство, фатальный сюрреализм и тотальная бюрократия, безысходный трагизм и путаная речь безликих героев.

На сорок первом году жизни умер от туберкулёза. Было это 3.07.1924.

Слава к Кафке пришла посмертно.

В Западной Европе он стал невероятно популярен в 1950-е.

В странах соцлагеря о нём старались особо не вспоминать.

При этом «читающая публика» с его творчеством, само собой, знакома была.  

После Бархатной революции, переформатировавшей общество и его смыслы, появилась потребность в реставрации досоциалистической истории.

Кафка оказался идеальным посланцем из прошлого – вольнолюбивый интеллектуал, не запятнавший себя ни националистическими, ни коммунистическими рассуждансами.

В 1990 году возникло Содружество Франца Кафки, целью которого была реанимация позабытых литературных форм и реконструкция прежних идеалов.

Содружество стало конгрегировать адептов и всячески популяризировать Кафкины книжки, регулярно проводя всевозможные тематические встречи, лекции и конференции. 

Некоторое время спустя назрела мысль издать полное собрание всех его сочинений и воздвигнуть памятник писателю-философу.

В 2000 году начался конкурс проектов.

Соискателям предлагалось выдумать что-то, что одновременно бы передавало высокий градус кафкианских переживаний и нетленность соображений писателя о жизни.

Подыскав подходящее для памятника место и дождавшись выявления лауреата, ответственные лица дали процессу отмашку, и он пошёл.

Автором восьмисоткилограммового Кафки стал художник, керамист, литератор и скульптор Ярослав Рона.

В 2003 году между иудейским, католическим и протестантским молельными домами* в Праге вознеслась четырёхметровая ипостась Кафки, возле которой стали фотографироваться все подряд.

Бронзовое Кафкино воплощение притягивает не столько неофитов его творчества, сколько любителей поселфится на нестандартном фоне.

Во время экскурсии по Праге вопрос «Что бы это значило?» звучит всегда.

Здесь и сейчас открою секрет Полишинеля.

Памятник Францу Кафке в Праге

Монументальная мыслеформа Рона – вытяжка из «Описания одной борьбы».

Эта кафкианская новелла – либретто психоделического опыта, каждый абзац которого начинается с объявления второй части Марлезонского балета.

Сам Рона, анализируя свои с Кафкой общие образы и взгляды, уверено резюмирует, что разобрался в писателе как следует.

По его мнению, Кафка – переживающий и сомневающийся человек, мечтавший об имагинарном сильном «Я», который бы понёс на плечах его всамделишного – субтильного и неуверенного.

Маленькая и во многом бессвязная рапсодия Кафки, абсурдно перемешивающая темы и жанры, на самом деле аккуратно извлекает рефлексирующую душу из бренного тела, даря читателю иллюзию их бесконфликтного сосуществования.     

Замысел писателя и читательские интерпретации – вещи чаще всего разные, однако позиция Роны, пожалуй, увесистее всяких плясок вокруг этой темы с бубнами и без.

Этот памятник не творчеству Кафки и даже не ему самому, а двумыслию и парадоксам, живущим в каждом думающем человеке.

Тем самым парадоксам, которые Кафка препарировал, а Рона материализовал…

 

* Место это взаправду уникальное. Во время своей экскурсии по Праге я с удовольствием расскажу о нём.