Фонарь правды
Без гида экскурсии в Праге скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель.
В начале весны 1475 года в маленьком городке Тренто две недели кряду горячо проповедовал францисканец Бернардино да Фельтре.
Он резонёрствовал в жанре популярных тогда экземплумов, безустанно вспоминая о предательстве евреями Христа, и безапелляционно вменял им в вину ритуальные убийства младенцев.
…Накануне Пасхи в местной речке было обнаружено бездыханное тело двухлетнего мальчика.
В смерти малыша епископ Гиндебрах обвинил местную еврейскую общину, заявив, что им якобы была нужна кровь ребёнка для замеса мацы.
При полном отсутствии доказательной базы, благодаря добытым под пытками признаниям и единодушной поддержке одурманенных проповедями горожан:
- пятнадцать евреев сожгли на кострах,
- а остальных изгнали из епископства вон.
Эту историю принято считать ярчайшим случаем ключевой роли fake news в формировании настроения людей.
…В те же самые времена Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатный станок, отчего резко усилилась циркуляция общественных мнений и сомнений.
Вскоре в Западной Европе началась «информационная революция», а вместе с ней и яростное преследование всех подозреваемых в ведьмовстве.
В 1484 году буллой «Всеми силами души» папа Иннокентий VIII дал правовую отмашку охоте на ведьм, а тремя годами позже доминиканский монах Крамер написал свой знаменитый трактат по демонологии, ставший ударным инструментом Торквемады и его соратников.
В те времена европейский мир натурально накрыло
- тотальной подозрительностью и теориями ведовских заговоров,
- решительными самосудами и страшными церковными судами,
- лютейшим абсурдом и тысячами инквизиторских костров.
На фейковых новостях той эпохи выросли целые поколения как никогда прежде начавшие верить печатному слову…
И посему чуть позже хитрые венецианские дожи стали практиковать специальную «утечку сведений в народ», чтобы таким образом вводить своих противников в заблуждение.
В 1761 году слухи об убийстве некоего Марка Антуана привели его отца, Жана Каласа, к адскому четвертованию. Вольтер, принявшийся критиковать этот судебный процесс, одним из первых стал настраивать общество на категорическое неприятие фейк-новостей.
В 1775 году Великое лиссабонское землетрясение в одночасье уничтожило старинный город, а зарождавшаяся именно тогда журналистика, отчаянно начинив природный катаклизм религиозными подтекстами, понесла по Европе волны фейк-новостей, породившие громадное цунами домыслов и слухов.
- Верующий люд бил лбами полы в костёлах,
- философы и церковники спорили до хрипоты,
- а короли, как всегда, спешно расчехляли пушки…
Начавшаяся в 1789 году Французская революция взрастила новые технологии для ведения медийной межпартийной борьбы
- с подложной статистикой,
- с патетическими памфлетами
- и с софистическими аргументами.
Ну а переход от ручной печати к паровой и газетный бум начала 30-х годов XIX века явили белу свету феномен penny press, превративший мозги «среднего класса» в кашу быстрого приготовления.
Сплетни, сенсации, спортивные новости и грошовые газеты подстёгивали любопытство пипла и помогали власть имущим учиться выпекать общественное мнение.
- «Большая лунная афера» (1835 г.), нагнетание нетерпимости по отношению к индейцам и американская расистская истерия тому наилучшие иллюстрации.
О фейковых новостях, подставных экспертах, фальшивых интервью и искусственных скандалах, призванных вызывать сочувствие людей или их единодушное негодование, рассуждать можно долго...
- Однако если в прежние времена критичность мышления была лишь зародышем, то сегодня она мало-помалу взрослеет и даже начинает завоёвывать умы людей.
Не так давно в Праге появилась креативная инсталляция, призванная овеществить новомодный тренд общественного скепсиса.
Художник Якуб Непраш подвесил в аркаде Муниципальной библиотеки фонарь «Видимость», умеющий, словно хамелеон, становиться то светло-жёлтым, то ярко-красным, а то и вовсе тёмно-синим, реагируя таким способом на активность фейковых медиапорталов.
- Как только манипулятивные веб-сайты начинают гнать волну вранья, фонарь незамедлительно темнеет и всё вокруг погружается в символическую тьму.
- Когда же в медиапространстве устанавливается штиль, то фонарь быстро и приветливо светлеет.
О механизме смены настроений «Видимости» и его технической начинке я с удовольствием расскажу во время экскурсии в Праге.